?

Log in

No account? Create an account
nitoc [userpic]

***

June 10th, 2019 (12:24 pm)

1980 г. 1 сентября. День слоями, как праздничный торт. Не спешил. Утром смотрел кино по телевизору. Например, какое-нибудь «Рожденная революцией» с Жариковым в главной роли. Потом – к Толе. Сходил за пивом. Съездили за билетами на «Пиратов ХХ века» («Вулкан» либо «Звезда»). Потом за вертушкой. Сначала на Речной вокзал. В длинном, темном, похожем на пенал, тесном магазине у дальней стены стояла «Радиотехника». Но передняя панель колонки слегка погнута. Едем дальше. К пяти часам, объездив весь город, измученные, вернулись на Речной. Берем. «Радиотехника» с широкой боковой панелью, колонки пушками. Такси, домой, на том же такси в город. Бар, кино. Карате, молодой Ерёменко, крупные планы, стремительные наезды, огонь… После кино заезжаем, пробуем. Левая колонка подхрипывает.

Два дня слушаю музыку. Помимо популярной дребедени (вышедший тогда на «Мелодии» диск Лео Сейера, Раймонд Паулс, накупленный впрок в Таллине) и редко перепадающей от Бобылева фирмЫ, решил, что надо обязательно слушать классику. Кокетство пополам с интересом. На Тверском проспекте был отдельчик грампластинок. Здесь, дня за три до вертушки купил Стравинского «Симфония в трех частях» (иногда называют «в трех движениях») и «Концерт для фортепиано, духовых и контрабасов». Нейтральный конверт с промо-текстами (Грампластинка – это чудесный музыкальный музей. Его сокровища неиссякаемы. Они облагораживают духовный мир и т. д.) и мелкими фото конвертов: Ван Клиберн в Москве, Бетховен, «Concerti Grossi» Генделя, «Борис Годунов» Мусоргского, мрачный взгляд Мравинского, романтический – Нейгауза. и пр. пр. Имя композитора слышал, музыку нет. По имени и выбрал. Это должно было быть не столь тривиальное, не Бетховен-Моцарт. Опять же «группа контрабасов», - эксперимент, почти Битлз, полижанровость.

В свое время по рукам ходил винил Чеслава Немена «Реквием для Ван Гога». Всю пластинку он что-то мрачно пилил в одиночестве на контрабасе. Черно-белое темное фото, лица почти не видно, грива волос. В общем скучновато, но выглядело прогрессивно.

Реквием для Ван Гога

Контрабасный состав Стравинского должен был оправдать ожидания. А я даже не понял, чего мне не хватало. Музыка была о другом. Рок, джаз эротичны, - в кишки. Эта была в голову. Зацепили несколько обрывков мелодий, которые я еще мог с-читать. Но, поманив, виляли в непривычные, ненужные модуляции, куда парнокопытное идти отказывалось (стравинсовские аллюзии, «нарушенные обещания»).

Позже, на Комсомольской площади купил коробку «Страстей по Иоанну». Картинка: в соответствующем эпохе парике главный музыкант (видимо, сам) с «парадным» лицом, с толстыми, морщинистыми пальцами, сидел за клавишами, оборотив голову к небольшому хору, в котором я почему-то настойчиво выделял хтонического персонажа, голем в буклях, с разверстым зевом, слепыми глазами и глубокой морщиной через весь лоб. Ну и название – «Страсти».

Страсти-по-Иоанну

Об эту музыку я тоже бился. Хоралы и хоры, чем-то смахивающие на густые органные аккорды диппепеловского Джона Лорда, воспринимал, слова здесь звучали невнятно, как вокализы. Раздражали речитативы и женские альтовые арии. Первые вели сюжет, и из-за незнания языка были сразу в корзину, а арии непременно должны были петь толстые грудастые ириныархиповы. Лишь единожды пробило как никогда до. Вечером один. Поставил последнюю, третью пластинку комплекта, отвлекся, задумался. Последняя из арий - сопрано. Долго развивалась, как и всё в «Страстях», поднималась выше и выше; фрагмент, где она спадала элегантным, вполне современным пассажем, мне нравился, даже пытался его между делом высвистывать. И тут спохватился: в финале, спустившись вниз и неожиданно скакнув снова вверх, голос зазвучал будто из ниоткуда, нежно и обреченно, как почти уже не голос.

Сейчас Стравинский один из любимых, особенно та симфония и концерт. Слушаю редко. Уже просто важно знать, что оно есть. Случается. Внимание держать трудно, а без этого серьезную музыку слушать почти не имеет смысла. Пластинки сохранились.

Comments

Posted by: paslen (paslen)
Posted at: June 10th, 2019 03:33 pm (UTC)

надо ж, у меня тоже эта пластинка Стравинского была

Posted by: nitoc (nitoc)
Posted at: June 10th, 2019 03:35 pm (UTC)
тэкс-тэкс

В том же «дежурном» конверте?

Posted by: paslen (paslen)
Posted at: June 10th, 2019 03:41 pm (UTC)

уже не помню) музыку помню только

Posted by: nitoc (nitoc)
Posted at: June 10th, 2019 03:58 pm (UTC)
тэкс-тэкс

Мне она сейчас кажется очень кинематографичной. Много ярких мелодических намеков, которые, в отличие от популярной музыки, не продолжаются, дожимая слушателя, а распадаются. Одно время это нервировало. Но говорить с вами серьезно о серьезной музыке не решусь, ибо дилетант)))

Posted by: paslen (paslen)
Posted at: June 10th, 2019 08:04 pm (UTC)

Сергей, я сам дилетант, только чуть более наглый))) поставивший свой дилетантизм себе на службу

Posted by: nitoc (nitoc)
Posted at: June 10th, 2019 08:20 pm (UTC)
тэкс-тэкс

Да, это всё понятно

Posted by: ((Anonymous))
Posted at: June 11th, 2019 05:55 am (UTC)
кмв

Чеслава Немена люблю, особенно альбом Аэролит 73 года. А у твоего еще был двойник белого цвета -vol 2, так тот покруче! На нем помню на всю сторону была -Траурная рапсодия памяти генерала Бема, и еще коротенькая песня -Пташка! И Чеслав на втором играл с группой СББ. Я до сих пор, как и тогда белый диск слушать могу, а черный не разу не смог до конца прослушать, ну чересчур новаторский. Кстати в магазине на Комсомольской, пластинки почему-то продавались всегда с уклоном в сторону классики!

Posted by: nitoc (nitoc)
Posted at: June 11th, 2019 06:05 am (UTC)
тэкс-тэкс

К сожалению, Немен мне почти не знаком. Не довелось.

Posted by: ((Anonymous))
Posted at: June 11th, 2019 01:25 pm (UTC)
кмв

Послушай альбом Аэролит - он в 73-74 гг уже играл так как в начале 80-х заиграли например- Yes. Другое дело сумбура в его музыке многовато. Я на концерт его в 1976 году ходил в калининский цирк. А группа СББ до сих пор на плаву - поляки ее очень уважают. Она немного с джазовым уклоном, а джаз у поляков развит на удивление хорошо, всем бывшим соцбратьям есть чему поучиться!

Posted by: nitoc (nitoc)
Posted at: June 11th, 2019 01:33 pm (UTC)
тэкс-тэкс

Ты, я гляжу, меломан)))

Posted by: ((Anonymous))
Posted at: June 11th, 2019 02:22 pm (UTC)
кмв

Да еще какой ! В детстве целых три года в муз.школу ходил на фортепиано,правда потом признали что у меня голоса нет(там еще класс сольфеджио был). Со школой завязал чему несказанно был рад.А пианино года до 80-го в комнате стояло, потом продали аж за 200 рублей. А сейчас музон только в авто и слушаю. Поляков музыку почему-то с детства полюбил. У них там клевый очень джазовый человек есть саксофонист - Збигнев Намысловский, если не слышал - рекомендую

Posted by: nitoc (nitoc)
Posted at: June 11th, 2019 03:02 pm (UTC)
тэкс-тэкс

В советское время, за неимением родного англоязычного, очень венгры котировались. И казалось язык их для рока очень подходил

Posted by: ((Anonymous))
Posted at: June 13th, 2019 07:13 am (UTC)
кмв

До сих пор венгров слушаю ! Любимая группа - Скорпио. Но в них убивает одно - когда они в 74-м начинали - первые альбомы просто чудо. Более поздние слушаются в натяг. Кстати тоже самое с Омегой. Недавно концерт омеговский смотрел - могут еще черти зажечь! Что интересно, у себя в стране они чуть-ли не национальные герои. Народ их на руках носит!Так что в 70-80-е постоянно демократов слушал. Даже у болгар и румын приличные хардовые группы попадались- правда редко. А у венгров похоже музыкальность врожденная. Где-то читал что там по стране около 10 тыс.групп одновременно существовало 9чуть не в каждом кохозе). Прикинь это на 9.5 млн населения.Так что у них для профигрупп отбор жесткий.

Posted by: nitoc (nitoc)
Posted at: June 13th, 2019 07:16 am (UTC)
тэкс-тэкс

Да, все верно, мелодичный народ

14 Read Comments